29 октября 2015 г. прошла Стратегическая сессия Общего собрания Ассоциации бизнес-образования. Сессия была посвящена разработке концептуальных положений деятельности организации и обеспечения эффективной координации деятельности членов Ассоциации. 

Стратегическая сессия проводится в рамках проекта «Укрепление институционального потенциала Ассоциации бизнес-образования в осуществлении деятельности по развитию бизнес-образования» является частью Программы “Укрепление потенциала совместных инициатив”. Проект реализуется при поддержке Фонда “Евразия” за счет средств Агентства США по международному развитию (USAID).

Программа сессии

9.30-10.00 Регистрация участников
10.00-10.10

Приветствие модератора стратегической сессии.
Обсуждение регламента и формата сессии.
Э.Г. Шевцов, исполнительный директор Ассоциации.

10.10-10.40 Вступление Республики Беларусь в Болонский процесс и развитие системы высшего образования в рамках Единого европейского образовательного пространства.
И.В. Титович, проректор по научно-методической работе  ГУО РИВШ.
10.40-12.00 Обсуждение Концептуальных положений деятельности Ассоциации бизнес-образования.
Э.Г. Шевцов, исполнительный директор Ассоциации
12.00-12.30 Опыт организации бизнес-образования в Российской Федерации и   Литовской республике.
С.Ю.Кричевский, декан Высшей школы управления и бизнеса   БГЭУ,
Е.Ю.Садовская, заведующий кафедрой бизнес-коммуникаций
ИБМТ БГУ
12.30-13.00 О Концепции формирования и развития системы бизнес-образования  Республики Беларусь.
В.В.Апанасович, председатель Ассоциации бизнес-образования
13.00 – 13.10 Подведение итогов.

Результаты работы

Стратегическая сессия Ассоциации проводилась с использованием методов расширения проблемного поля развития, сравнительного анализа, других форм и методов определения путей дальнейшего развития организации.

1.Важным вопросом сессии стали анализ и обсуждение процесса вступления Республики Беларусь в Болонский процесс и путей развития национальной системы высшего образования в рамках Единого европейского образовательного пространства. 

Докладчик по данному вопросу, проректор ГУО «Республиканский институт высшей школы» И.В.Титович, рассказал о затянувшейся процедуре вступления, причинах и проблемах, помешавших вступлению страны в Болонский процесс в 2012 году, значительной работе, проделанной системой высшего образования по устранению этих причин.

Переход страны к европейскому образовательному и исследовательскому пространству содействует приданию национальному высшему образованию «европейского измерения», повысит качество высшего образования, обеспечит взаимное признание квалификаций и дипломов. Беларусь переходит к трехступенчатой системе высшего образования с различными сроками обучения в зависимости от трудоемкости специальностей. Магистратура должна обеспечивать подготовку к самостоятельной управленческо-аналитической и проектно-конструкторской деятельности.

Были разъяснены нововведения по ряду конкретных изменений в функционировании белорусского высшего образования.

2.С целью сравнительного анализа участники сессии поделились

своими впечатлениями об организации бизнес-образования в Литовской Республике и Российской Федерации.

Важным направлением подготовки управленцев в Литве является развитие социальной и экологической ответственности у нынешних и будущих профессионалов бизнеса. Существенными особенностями обучения управленческих кадров являются коммерциализация образования, развитие научной деятельности, индивидуальные планы обучения магистрантов, замена дипломной работы бизнес-проектом.

Планы набора и образовательные программы определяются самими университетами, развитие бизнес-навыков осуществляется в симуляционных компаниях (European PEN International), вузы внимательно следят за трудоустройством выпускников. Важной тенденцией развития системы бизнес-образования является сотрудничество с профессиональными ассоциациями и коммерческими организациями.

Наряду с положительными тенденциями развития бизнес-образования в России было отмечено, что в 2012 году в России вступили в силу поправки к закону «Об образовании», отменяющие государственное регулирование деятельности бизнес-школ.  После отмены государственной аккредитации магистерских программ, программ повышения квалификации и переподготовки, включая программу МВА, выпускники не получают государственных дипломов, качество подготовки снизилось, наборы на программы МВА значительно сократились.

3.Основным вопросом сессии было обсуждение Концептуальных 

положений деятельности Ассоциации бизнес-образования. Обсуждение установило следующее.

Деятельность Ассоциации направлена на укрепление кадрового потенциала управленцев, обеспечивающих повышение эффективности и конкурентоспособности белорусских субъектов хозяйствования в условиях перехода страны к инновационной экономике, развития ее частного сектора.

Основными целями деятельности Ассоциации являются:

устойчивое развитие Ассоциации. продвижение принципов современного бизнес-образования в Республике Беларусь;

представление и защита интересов членов Ассоциации в органах государственного управления, иных органах и организациях;

совершенствование правовых норм в области бизнес-образования;

развитие национальной системы бизнес-образования путем создания центров предпринимательства, формирования производственно-образовательных кластеров, использования инновационных технологий обучения.

Важные задачи деятельности Ассоциации, решение которых будет способствовать достижению указанных целей: 

 расширение структуры Ассоциации, вовлечение в ее ряды государственных и частных учреждений образования, консалтинговых компаний, организаций и центров, непосредственно занимающихся бизнес-образованием;

развитие сотрудничества с союзами предпринимателей и нанимателей, привлечение их к разработке образовательных стандартов, формированию профессиональных компетенций в процессе подготовке специалистов, организации образовательного процесса с привлечением представителей частного бизнеса, в том числе зарубежных специалистов;

изучение отечественного и мирового опыта бизнес-образования, проведение исследований в области оценки качества образовательных программ;

содействие в подготовке профессорско-преподавательского состава на основе современных образовательных технологий и методик обучения, повышении квалификации преподавателей в соответствии с международными стандартами, прохождении профессиональной сертификации;

координация и углубление сотрудничества в области учебно-методической, научно-исследовательской и других видов деятельности, представляющих взаимный интерес для членов Ассоциации;

развитие международного образовательного сотрудничества путем участия членов Ассоциации в реализации международных проектов, взаимодействия с зарубежными и республиканскими ассоциациями и бизнес-школами, содействие проведению международной аккредитации отечественных бизнес-школ (высших школ бизнеса),

последовательное продвижение позитивного имиджа Ассоциации.

Развитие и повышение эффективности деятельности Ассоциации бизнес-образования будет способствовать подготовке топ-менеджеров новой формации, повысит управленческий потенциал и конкурентоспособность отраслей национальной экономики и сферы частного бизнеса Республики Беларусь.

4. Заключительным    вопросом   сессии   стал   анализ   Концепции 

формирования и развития системы бизнес-образования в Республике Беларусь.

Было отмечено, что в Концепции бизнес-образование направлено на подготовку кадров, осуществляющих управленческие функции только в коммерческих организациях. А бизнес-школа – это коммерческая организация, осуществляющая реализацию образовательных программ дополнительного образования по подготовке управленцев в сфере бизнеса. 

В соответствии с Кодексом Республики Беларусь (ст. 19 и 23, 245) в типах и видах учреждений высшего и дополнительного образования и их структурах создание коммерческих организаций не предусмотрено. В результате эти учреждения образования (их структурные подразделения) имеющие многолетний успешный опыт подготовки и переподготовки управленческих кадров по группе специальностей «Бизнес-управление» не могут становиться бизнес-школами, а основными участниками системы бизнес-образования оказываются только коммерческие организации.

Данная норма противоречит логике самой Концепции, утверждающей, что на мировом рынке бизнес-образования ведущую роль играют бизнес-школы, создаваемые при университетах.

Необходимо предусмотреть организацию бизнес-школ в двух видах:

бизнес-школы, формирующиеся в коммерческих организациях, 

высшие бизнес-школы, создаваемые в учреждениях высшего образования либо их структурных подразделениях, реализующие образовательные программы по широкому спектру специальностей высшего и дополнительного образования группы специальностей «Бизнес-управление), включая подготовку по образовательной программе II cтупени высшего образования специальности «Бизнес-администрирование» (магистерская программа МВА). 

Проектом Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь об образовании» предусмотрено создание в структурах вузов высших школ, профиль которых определят сами университеты.

В Концепции и плане по ее реализации   магистерскую программу 

МВА предлагается при разработке технических нормативных правовых актов определить как программу дополнительного образования для управленческих кадров.

Образовательный стандарт высшего образования II ступени (магистратуры) по специальности «Бизнес-администрирование», который и является соответствующим техническим нормативным правовым актом, соответствует требования международных аккредитационных организаций, предъявляемые к магистерской программе МВА. Выпускникам программы выдается магистерский диплом государственного образца с присвоением степени «Магистр бизнес-администрирования» (Master of Business Administration).

Во всех развитых странах по этой магистерской программе осуществляется подготовка менеджеров высшего и среднего звена, успешно осуществляющих стратегическое управление бизнесом в условиях рыночной экономики.

Было решено с целью устранения данных противоречий подготовить материал для обсуждения Концепции университетской общественностью.