На заключительном заседании общего собрания Ассоциации бизнес-образования 2015 года была обсуждена Концепция формирования и развития системы бизнес-образования в Республике Беларусь, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь.

Члены Ассоциации отметили, что в Концепции не отражены направления взаимодействия составляющих заявленной системы, положения нормативного акта ограничивают само понятие бизнес-образования и количество бизнес-школ как основных субъектов деятельности системы.

 

В Концепции утверждается, что бизнес-образование направлено на подготовку кадров только в коммерческих организациях, а бизнес-школа – это коммерческая организация, осуществляющая реализацию образовательных программ дополнительного образования по подготовке управленцев в сфере бизнеса.

В соответствии с Кодексом об образовании в типах и видах учреждений высшего и дополнительного образования и их структурах создание коммерческих организаций не предусмотрено. Поэтому данные учреждения образования или их структурные подразделения, имеющие многолетний успешный опыт подготовки и переподготовки управленческих кадров в сфере бизнес-управления не могут становится бизнес-школами, а основными участниками системы бизнес-образования оказываются только коммерческие организации. Типовой устав бизнес-школы также предполагается разработать для бизнес-школ, создаваемых лишь коммерческими организациями.

Указанная норма не соответствует логике самой Концепции, утверждающей что на мировом рынке бизнес-образования ведущую роль играют бизнес-школы, создаваемые при университетах.

Членами Ассоциации было предложено при разработке нормативных актов, регламентирующих порядок создания и функционирования бизнес-школ, предусмотреть также создание в учреждениях высшего образования или их структурных подразделениях высших школ бизнеса, реализующих образовательные программы по широкому спектру специальностей высшего и дополнительного образования группы специальностей «Бизнес-управление».

Было также отмечено, что в заключительном варианте Концепции не учтены поручения Совета Министров Республики Беларусь о создании системы бизнес-образования, протокола поручений Совета по развитию предпринимательства, подписанного вице-премьером, которым инициировались разработка Концепции и создание Национального института бизнеса на базе Института бизнеса и менеджмента технологий БГУ.

Непонимание у членов Ассоциации вызвало определение в Концепции и Плане по ее реализации магистерской программы МВА как программы дополнительного образования для управленческих кадров.

Во  всех  развитых  странах  по этой  программе  II ступени  высшего образования осуществляется  подготовка  менеджеров высшего и среднего звена, успешно осуществляющих стратегическое управление бизнесом в условиях рыночной экономики.    

Перевод магистерской программы МВА, из системы высшего образования, являющейся общей международной моделью, в дополнительное образование в  свете  вступления  Беларуси  в  Болонский   процесс является необоснованным и противоречит опыту ведущих зарубежных университетов, политике Республики Беларусь по развитию экспорта образовательных  услуг, снижает  престиж  национального  образования.

В  образовательном  стандарте  высшего  образования  II  ступени (магистратуры) по специальности «Бизнес-администрирование», утвержденном постановлением Министерства образования и являющимся соответствующим техническим нормативным правовым актом, заложены требования международных аккредитационных организаций, предъявляемые к программе МВА. Выпускникам программы выдается магистерский диплом государственного образца с присвоением степени «Магистр бизнес-администрирования» (Master of Business Administration).

Участники заседания пришли к выводу, что при разработке новых образовательных программ дополнительного образования необходимо сохранить магистерский уровень программы МВА. 

Массовая подготовка по программе МВА в коммерческих организациях, специализирующихся на краткосрочных программах переподготовки и повышения квалификации кадров, двойственность в определении программ МВА приведет к потере значимости магистерских дипломов, сократит экспорт образовательных услуг.

Появление  данных  проблемных вопросов связано с тем, что эксперты, представляющие  ведущие университеты и Ассоциацию бизнес-образования, на заключительном этапе были отстранены от участия в разработке документа. В их отсутствие рабочая группа внесла в его текст не согласованные с ними изменения. Для решения вышеназванных вопросов собрание сочло необходимым при подготовке нормативных правовых актов по реализации плана Концепции обеспечить широкое участие в работе представителей Республиканского совета ректоров, Ассоциации бизнес-образования, университетов, играющих важную роль в развитии системы бизнес-образования.

Общее собрание постановило направить соответствующее обращение руководителей вузов – членов Ассоциации Министру экономики и Министру образования, которые являются ответственными за разработку Концепции и ее регламентирующих документов.