Наша собеседница – представитель Вроцлавского экономического университета, д-р Иоанна Кочар, которая периодически выступает перед студентами экономических специальностей белорусских вузов с гостевыми лекциями. Иоанна любезно согласилась ответить на наши вопросы о системе польского бизнес-образования.

Ощущается ли разница между белорусскими и польскими студентами?

Белорусские студенты более молодые – у нас поступают в вуз в 19-20 лет. Это, на мой взгляд, не совсем правильно – можно и раньше начинать учебу на высшем образовании.
Всегда есть ребята, которые интересуются больше, у них глаза горят. Но есть такие, которые быстрее хотят уйти домой.

Структура белорусского бизнес-образовательного рынка довольно разнородна: у нас есть государственные и частные вузы, есть крупные и совсем небольшие учебные центры. Направления разные, даже понимание о том, что можно какие программы можно относить к бизнес-образованию, у всех игроков рынка различное. Качество услуг тоже разное. Пожалуй, на образовательном рынке самая высокая конкуренция – именно среди программ (и игроков) экономического и управленческого профиля. Как обстоят дела на рынке бизнес-образования Польши?

- 90-е годы принесли в Польшу частное образование, как и у вас. Оно разного качества. Лично я считаю, что частные бизнес-школы не настолько хорошего качества, чтобы я поставила частное высшее образование вровень с государственным. Я бы решилась заплатить за образование в одной лишь частной бизнес-школе Польши. Я вижу разницу как между уровнем студентов, так и между уровнем преподавания в частных и государственных вузах. Именно поэтому сегодня многие бизнес-школы либо объединились, либо ушли с рынка, потому что не выдержали конкуренции.

Вроцлавский экономический университет не испытывает давления конкурентов, скорее наоборот: мы могли бы брать больше платных студентов на дневное обучение, но мы не можем это сделать. Согласно польской системе образования, студенты дневной формы не платят за учебу, платным является заочная форма высшего образования. То есть мы берем не всех желающих, у нас довольно высокий конкурс. Обусловлено это несколькими причинами: у нас хороший город, лучший преподавательский состав, университет находится в удачном месте, компактно все размещено. Например, в других вузах надо ездить по всему Вроцлаву, а у нас студент, который живет в общежитии, выходит в тапочках, идет в бассейн или на учебу, в университет.

Для нас конкуренция со стороны частных вузов существенно ослабла, когда преподавателю вменили в обязанность получать разрешение в основном вузе для преподавания по другому месту. Преподавателям пришлось выбирать, и частные вузы лишились многих своих ценных кадров. Все это быстро сказалось и на наборах в частные вузы.

Как Вы отнеслись к подобному госрегулированию?

С одной стороны, ничего особенного в том, что преподаватель работает в разных вузах нет. Хуже, когда он работает рядом, у конкурента. С другой, если смотреть на образование, как на бизнес, то, к примеру, компания-мобильный оператор не позволит своего сотруднику работать у конкурента. Поэтому такое решение вполне логично.

Есть ли какие-то направления бизнес-образования, которые пользуются повышенным спросом у абитуриентов в последние несколько лет?

У нас, как и всех, есть модные веяния, которые быстро проходят. Одно время был большой спрос на маркетинг, потом на логистику, после - на туризм, менеджмент… Молодежь всегда так будет реагировать на популярное некоторое время. Один идет на самое модное направление, второй идет за другом и так далее. Потом спрос становится более постоянным и предсказуемым. У нас в последние годы устойчивый спрос на специальность «Финансы и бухгалтерский учет». Идут очень сильные абитуриенты, изучают дисциплины на польском или английском языке, одновременно сдают экзамены на международные сертификаты, например, АССА. Благодаря этому они легко находят работу в международных компаниях в Польше или за рубежом.

Но, несмотря на перспективы трудоустройства, не всем эта специальность может быть интересна. Постоянным спросом пользуется общая специальность - менеджмент. Несколько лет в тренде нашего вуза - логистика, что связано с особым расположением города. Вроцлав находится на перекрестке многих дорог, это крупный транспортный узел – и железнодорожный, и автомобильный, и авиа. Поэтому вокруг города много современнейших логистических центров, где востребованы логисты.

Как организовывается практическое обучение?

Но обоих уровнях образования – и бакалавриате, и магистратуре – есть практика. На бакалавриате, например, это месяц преддипломной практики. Может быть, этого и мало, но сегодня большая часть студентов работает, у нас престижно работать уже с первого курса. У вуза есть клуб бизнес-партнеров, которые с удовольствием принимают студентов на практику, а если студент себя зарекомендует как хороший сотрудник, то и на работу. Кроме прочных связей с бизнесом, в нашей бизнес-школе у очень многих преподавателей свой бизнес – свои компании, и конечно, успешный студент может пойти работать в компанию преподавателя. Например, я состою в обществе бухгалтеров Польши и, если мне нужно отправить на практику студента, я легко найду ему место практики у коллег. И они ко мне обращаются тоже. Есть профессоры, у которых крупные аудиторские компании. Процент преподавателей, у которых нет своего бизнеса, очень мал. Таким образом, большинство наших преподавателей - это преподаватели-практики с фактическим актуальным материалом, с опытом работы по данному направлению.

Преподаватель или практик: кто лучше научит?

Практик часто не умеет преподавать. Для этого требуются специальные знания. Меня даже учили, как правильно дышать во время лекции.

Могу привести такую аналогию: метеоролог, благодаря специальным знаниям, даст прогноз погоды в любой точке мира. В Закопане, в горах, живу люди, которые выйдут на улицу, глянут на небо и тоже предскажут погоду. Но их прогноз будет верным только для этого места. В другом месте он будет неправильным. То же самое и в любой другой области – в своей компании менеджер, бухгалтер, маркетолог и так далее знает свою специфику. Он придет в новую компанию и придется изучать особенности этой, новой, компании. Поэтому нужны преподаватели, которые расскажут общие принципы и технологии. Практик именно поэтому тоже допускает ошибки в бизнесе – потому что он смотрит и фокусируется только на своем.

Необходимо тесное сотрудничество бизнеса и образования. Для того, чтобы не рассказывать студентам по книгам, написанным 30 лет назад, а, возможно, наоборот, сказать, что какие-то вещи уже устарели и не работают. С другой стороны, тесное сотрудничество очень важно и с той точки зрения, что нам нужно предлагать бизнесу наиболее актуальные программы последипломного образования.

Кто-то хороший организатор, кто-то ученый, кто-то хороший дидактик – но охватить все очень сложно, каждый будет лучшим в чем-то своем. Поэтому практики, которых мы приглашаем, учатся у нас преподавательскому мастерству, мы учимся у них, получаем от них практический материал.

Как вы относитесь к тому, что у преподавателя есть свой бизнес?

У нас почти все преподаватели имеют свой бизнес. Если бы составу нашей бизнес-школы пришлось выбирать между бизнесом и преподаванием, то осталось бы очень мало преподавателей. И, соответственно, студентов тоже. Потому что они идут учиться у конкретных практиков-преподавателей.

Что важнее для вашего абитуриента: востребованность специальности на рынке труда, преподавательский состав или предприятия, на которых после получения образования можно будет работать и их представленность в числе ваших бизнес-партнеров?

Я думаю, все вместе, но для слушателей последипломного образования важнее преподавательский состав. У меня своя программа последипломного образования и я знаю, что если в ней будут читать конкретные профессионалы, представители данного бизнеса, у меня набор состоится.

Каковы особенности польского дополнительного образования взрослых (последипломное образование)?

Как правило, это программы, продолжительностью год. Решение об открытии программы принимает сам вуз, его ректор. Программу может открыть любой преподаватель со степенью PhD, главное – чтобы она была рентабельна и на нее был спрос. Программ очень много по разным направлениям и специализациям. Они не похожи друг на друга, фактически это авторские программы в том смысле, что их создает автор программы. Он же подбирает преподавателей, контролирует качество обучения, отвечает за набор слушателей.