×

Warning

JUser: :_load: Unable to load user with ID: 415


С организационной точки зрения для решения этой проблемы в настоящее время широкое применение в мировой практике нашли кор-поративные университеты, предназначенные для формирования профес-сиональных компетенций и корпоративной культуры. В России насчитывается более 30 таких университетов: ОКБ Сухого, «Ростелеком», «Северсталь», группа компаний «Волга-Днепр», Объединенная авиастроительная корпорация и др.
Технологическую основу современного производственного обучения составляют технологии сетевого взаимодействия, обеспечивающие создание корпоративного информационно-технологического пространства в виде компьютерных образовательных сред [1].
Основными целями создания среды являются:

  • формирование профессиональных компетенций сотрудников, в том числе и опережающих;
  • плановая аттестация сотрудников;
  • аттестация персонала, удаленного территориально;
  • тестирование при устройстве на работу новых сотрудников;
  • контроль над качественным составом персонала;
  • повышение мотивации сотрудников в приобретении и совершенствовании знаний;
  • формирование кадрового резерва;
  • ускорение адаптации новых сотрудников;
  • развитие корпоративной культуры.

Целью работы является создание и реализация методов и средств организации и функционирования интеллектуальных компьютерных сред обучения.

Для реализации указанной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Разработать новый подход к организации и функционированию интеллектуальной среды обучения предприятия, основанный на принципах персонификации, учета опыта и интеграции.
2. Разработать комплекс моделей и методов для реализации принципов.
3. Разработать программно-информационное обеспечение на основе сетевой технологической платформы.

Для решения первой задачи предложены следующие принципы. Принцип персонификации означает, что для обучаемого должна быть построена индивидуальная траектория обучения в соответствии с его персональными компетентностными профессиональными, а также личностными характеристиками, такими как темп изучения и освоения материала, предпочтения к виду материала (текст, графика, видео и др.), умение находить нужный материал необходимого качества в Интернете и т. п. Принцип учета опыта означает, что персонифицированная тра-ектория обучения должна содержать опыт предприятия, материализованный в базах гибридных знаний.

Принцип интеграции означает, что программно-информационная платформа интеллектуальной среды обучения должна содержать средства интеграции с программно-информационными системами предприятия: системами автоматизированного проектирования, системами управления и логистики, технологическими системами и др. с тем, чтобы обучаемые могли приобрести необходимые компетенции для работы с ними, сформировать проектные решения, которые затем будут проанализированы средствами интеллектуальной среды обучения. Для реализации принципов (вторая задача) предложен ряд моделей и методов:

  1. ассоциативная динамическая многоуровневая модель предметной области, адекватно представляющая структуры промышленных сборок, изделий, деталей и тому подобного и процесс их проектирования, построенный на основе онтологий с использованием упорядоченных, иерархических и ассоциативных отношений;
  2. оверлейная модель обучаемого;
  3. предметно-ориентированная модель сце-нария процесса обучения на базе поэтапного представления структуры и процесса разработки проектно-промышленных объектов;
  4. метод конт¬роля и диагностики квалиметрических характеристик обучаемого на основе классификации с применением нечетких лингвистических карт Кохонена;
  5. метод генерации динамической адаптивной персонифици-рованной траектории обучаемого на основе продукций логики первого порядка и вероятностных отношений.

Реализация указанных моделей и методов ведется на базе платформы Moodle.

Рассматриваемые среды внедрены на ряде промышленных предприятий г. Ульяновска. Обучение в таких средах ведется в рамках Ведомственной программы повышения квалификации инженерно-технических кадров Российской Федерации, а также по текущим программам в рамках планов предприятий повышения квалификации и переподготовки.

Активное использование корпоративной образовательной среды в профессиональной подготовке и повышении квалификации кадрового состава предприятия позволило повысить качество обучения и сократить его сроки. Использование современных технологий обучения обеспечило повышение интереса и мотивации сотрудников.