Особое значение такие вузы приобрели в наиболее развитых странах, где основными драйверами роста являются инновации и инновационное предпринимательство. Связано это с тем, что студенты и выпускники университетов обладают огромным инновационным и предпринимательским потенциалом, развивать который должен вуз через предоставление доступа к предпринимательскому бизнес-образованию и создание среды, способствующей формированию предпринимательской культуры, устремлений и реализации бизнес-идей и запуска стартапов.

Следуя мировым тенденциям, белорусские вузы должны активно участвовать в мотивации и развитии лидерских и предпринимательских качеств будущих специалистов и вовлекать студентов в предпринимательскую и инновационную деятельность в период обучения в вузе. Актуальность этого определяется тем, что современные студенты, представители так называемого «поколения Y», склонны к поиску инновационных решений, познанию своих способностей, предпринимательскому поведению. Именно для них важно получить навыки инновационного предпринимательства через различные механизмы бизнес-образования, которое должно дополнять и раскрывать потенциал теоретических знаний и аналитических навыков и быть направлено на развития востребованных характеристик, а также способности и мотивации к дальнейшему обучению.

Сегодня ведущие университеты Республике Беларусь все чаще перенимают опыт у представителей системы образования Европы и США, где предприниматели и инноваторы активно вовлекаются в образовательный процесс, выступают в качестве менторов, консультантов для студенческих инициатив и проектов, содействуют в установлении деловых связей, поиску партнеров и финансирования и, безусловно, запуску стартапов.

Одним из инструментов формирования предпринимательской эко-системы являются стартап-школы – это платформы, где активные студенты, магистранты, молодые ученые с предпринимательской инициативой и видением, талантом, лидерскими могут получить качественную поддержку от представителей бизнес-среды. Как правило, все занятия в стартап-школах проводят успешные предприниматели, которые имеют опыт запуска бизнеса. Они готовы погрузить участников в предпринимательскую среду, поделиться своим опытом.

Деятельность стартап-школ подразумевает проведение как разовых встреч (митапов) с известными предпринимателями, так и полноценные обучающие курсы. Целевой аудиторией являются несколько групп:

студенты и выпускники с техническими навыками и знаниями, у которых есть бизнес-идея, но нет команды и достаточных бизнес-компетенций;

исследователи, которые хотят построить бизнес на основе инновационных разработок;

студенты и выпускники с экономическим и бизнес-образованием, у которых есть необходимые знания о бизнесе и желание присоединиться к команде стартапа.

Именно взаимодействие между этими группами способствует формированию междисциплинарных команд и максимальному развитию потенциала участников. Ведь, как показало исследование предпринимательского потенциала студентов белорусских вузов, которое проводи-лось в апреле – июне 2016 г. Ассоциацией бизнес-образования, студенты гуманитарных, инженерных и естественнонаучных специальностей вполне сравнимы со студентами, изучающими бизнес и экономику, в плане намерений организовать в будущем собственное дело.

В этой связи стартап-школа способна устранить нехватку бизнес-компетенций у студентов, особенно представляющих «неэкономические» факультеты и специальности, которые априори являются источниками новых знаний и технологий. Таким образом, школа позволяет «ученикам» формировать компетенции по распознаванию и использованию рыночных возможностей, привлечению ресурсов для решения междисциплинарных задач, выстраиванию и управлению многофункциональными командами, запуску инновационных проектов, а также, положить начало для взаимодействия вуза и предпринимательского сектора.

Можно сказать, что стартап-школа является связующим звеном между системой образования и бизнесом, где участники устанавливают тесные связи с предпринимателями для развития предпринимательской и деловой культуры на университетском уровне.

В то же время, крайне важно, чтобы деятельность стартап-школ была дополнена и другими активностями, так как предпринимательская среда формируется из целого ряда факторов, которые вуз может контролировать и целенаправленно развивать. Так, система вузовского управления должна быть ориентирована не только на внутренние, но и на внешние процессы: установление взаимовыгодных связей с бизнес-сообществом и привлечение дополнительного финансирования. Таким образом, видение и ценности, транслируемые через систему управления и лидерства, способны разрушать барьеры на пути к пониманию и принятию предпринимательской культуры и миссии вуза.

Немаловажную роль в создании предпринимательской среды в европейских и американских университетах играет инфраструктура, которой располагает вуз. Наличие лабораторий, площадок для коворкинга, бизнес-инкубаторов, технологических парков позволяет свести воедино талантливых студентов, преподавателей, исследователей, современные технологии, как внешние, так и внутренние финансовые ресурсы для повышения уровня предпринимательского бизнес-образования через устранение разрыва между теоретическими знаниями и практической деятельностью. Кроме этого, наличие таких ресурсов может снизить уровень рисков и затраты при создании бизнеса, что способствует развитию предпринимательских устремлений. В рамках стартап-школ вузы могут поддерживать развитие образовательных, исследовательских, производственных подразделений, в которых участники наделены правами самостоятельно принимать стратегические и тактические решения, а также взаимодействовать с внешней средой, и таким образом становиться, по сути, предпринимательскими структурными единицами. С этой точки зрения такие подразделения вузов, которые способны брать на себя ответственность, принимать риски и реализовывать инновации, могут вносить существенный вклад в формирование предпринимательской экосистемы вуза.

В этой связи создание стартап-школ в белорусских университетах можно рассматривать как первый этап формирования предпринимательской инфраструктуры. Более того, реализуя этот нетривиальный проект, вузы развивают и собственные предпринимательские компетенции и налаживают связь с бизнес-сообществом. При определенном успехе таких начинаний в перспективе университеты должны рассматривать более продвинутые инструменты развития предпринимательства, потенциально приносящие большую и финансовую и имиджевую выгоду: акселераторы, инкубаторы, технопарки, образовательно-инновационные кластеры.

Как результат, выходя за рамки обучения, генерации и распространения знаний, современные предпринимательские вузы могут вносить вклад в развитие предпринимательского капитала – взращивать будущих лидеров с предпринимательским мышлением, ценностями и компетенциями, а также участвовать в создании инновационных предприятий.

Опираясь на это, можно сделать вывод, что роль университетов в национальной инновационной системе Беларуси должна быть адаптирована к текущим условиям. Белорусские университеты ощущают на себе усиливающееся давление правительства и предприятий по причине того, что образование и исследования в университетах в недостаточной степени удовлетворяют социально-экономическим интересам, университеты недостаточно включены в инновационные процессы и взаимодействия с предприятиями, особенно малыми и средними. Это требует определенного уровня деловых и предпринимательских качеств и компетенций. Поэтому развитие высокотехнологичного предпринимательства, проявляющееся как в стартапах, так и в инновационных проектах действующих компаний, и обучение поколения лидеров-инноваторов, подготовленных к тому, чтобы инициировать и внедрять инновации, являются важными факторами развития инновационной системы и, как следствие, социально экономического развития страны [2]. В нынешнем состоянии предпринимательской среды в университетах создание стартап-школ является весьма позитивным знаком и уже сейчас дает возможность потенциальным предпринимателям из числа студентов устанавливать связи и развивать сотрудничество с инвесторами, бизнес-ангелами и профессиональными менеджерами, которые способны помочь в реализации бизнес-идей.