В своем Обращении с ежегодным посланием к белорусскому народу и Национальному собранию от 02.04.2016 г. среди приоритетов социально-экономического развития страны Глава государства А.Г.Лукашенко первоочередной задачей назвал подготовку и расстановку кадров, способных осуществить эффективное управление отраслями экономики. 

Важнейшей составляющей государственной кадровой политики в управлении национальной экономикой является система подготовки и переподготовки кадров в области бизнес-управления. От эффективности ее работы зависит не только практика управленческой деятельности, но и реализация стратегии инновационного развития государства.

Переход экономики к приоритетному развитию отраслей, соответствующих V и VI экономическим укладам, проблемы периода экономической нестабильности обозначили дефицит компетентных специалистов по управлению инновационными предприятиями, способных успешно работать в

 современных рыночных  условиях. 

Отрасли реального сектора экономики еще не осознали в достаточной мере необходимость обучения своего персонала современным управленческим технологиям, назначая на управленческие должности как правило специалистов-практиков, имеющих значительный опыт работы. Это нередко приводит к неэффективным управленческим решениям, из-за которых снижается конкурентоспособность национальных предприятий, отставанию практики управления  бизнесом от мирового опыта.

Развитие национальной системы бизнес-образования является приоритетной задачей государства, решение которой направлено на  дальнейшее развитие белорусской экономики, обеспечение сферы бизнеса квалифицированными управленческими кадрами топ-менеджеров высшего и среднего звена, способных в рыночных условиях успешно решать экономические и управленческие задачи, владеющих иностранными языками, современными информационными технологиями. 

Стратегическая задача поставлена, основные направления  развития системы бизнес-образования определены и должны быть реализованы. 

Что показала практика?

Важную роль в объединении всех составляющих системы бизнес-образования должна была сыграть Концепция формирования и развития системы бизнес-образования в Республике Беларусь, разработанная в соответствии с протоколом поручений Совета по развитию предпринимательства, утвержденного вице-премьером Республики Беларусь.

В    целом    положительно     оценивая    Концепцию,    основными разработчиками которой были сотрудники Министерства экономики, ее направленность на системную организацию бизнес-образования, необходимо обратить серьезное внимание на ряд проблемных полей, определившихся в Концепции и вызывающих острую реакцию представителей учреждений высшего образования.

В Концепции не отражены направления взаимодействия составляющих заявленной системы, ограничено понятие бизнес-образования и количество претендентов на статус бизнес-школ как основных субъектов работы системы.

В нормативном акте бизнес-образование направлено на подготовку кадров только для коммерческих организаций, а бизнес-школа – это коммерческая организация, осуществляющая реализацию образовательных программ дополнительного образования по подготовке управленцев в сфере бизнеса.

В соответствии с Кодексом об образовании в типах и видах учреждений высшего и дополнительного образования и их структурах создание коммерческих организаций не предусмотрено. Университеты или их структурные подразделения, имеющие многолетний и успешный опыт подготовки и переподготовки управленческих кадров в сфере бизнес-управления не могут становиться бизнес-школами, а основными участниками системы бизнес-образования оказываются только коммерческие организации. 

Данная норма противоречит многолетнему международному опыту, не соответствует самой Концепции, утверждающей, что на мировом рынке бизнес-образования ведущую роль играют бизнес-школы при университетах.

В настоящее время при разработке нормативных актов, регламентирующих порядок создания и функционирования бизнес-школ необходимо продолжить работу по устранению данных проблем. Нужно предусмотреть создание в учреждениях высшего образования или их структурных подразделениях высших школ бизнеса, реализующих образовательные программы по специальностям высшего и дополнительного образования группы специальностей «Бизнес-управление». Термин высшая школа как структура вуза станет нормой в обновленном Кодексе об образовании.

Международный опыт показывает, что ключевую роль в подготовке менеджеров высшего и среднего звена, успешно осуществляющих управление бизнесом в условиях рыночной экономики, играет программа МВА (Master of Business Administration), которая во всех западных странах и в Беларуси является магистерской программой.

В  национальном образовательном  стандарте  II  ступени высшего образования (магистратуры) по специальности «Бизнес-администрирование» заложены требования международных аккредитационных организаций, предъявляемые к данной программе МВА.

Перевод в соответствии с Концепцией магистерской программы МВА из системы высшего образования, являющейся общей международной моделью, в дополнительное после  вступления  Беларуси  в  Болонский   процесс является необоснованным и противоречит опыту ведущих зарубежных университетов,   политике   Республики   Беларусь   по  развитию  экспорта

образовательных  услуг, снижает  престиж  национального  образования.

Конечно, обучение по краткосрочным дополнительным программам, направленное на решение частных вопросов бизнеса, является существенным сегментом системы бизнес-образования, но важнейшей его составляющей, формирующей системные знания в области бизнес-управления отраслями экономики, являются программа МВА и другие магистерские программы специальностей бизнес-управления.

Высшее образование II ступени (магистратура) и переподготовка являются, согласно Кодексу Республики Беларусь «Об образовании», разноуровневыми, разноформатными сегментами образования и регламентируются разными образовательными стандартами.

Поэтому массовая подготовка по программе МВА в коммерческих организациях, специализирующихся на краткосрочных программах переподготовки, двойственность в определении программ МВА приведет к потере значимости магистерских дипломов и сократит экспорт услуг.

Утверждение разработчиков о том, что отсутствие программы МВА в коммерческих организациях тормозит конкуренцию, некорректно, так как ничто не мешает частным организациям, пройти аттестацию и получить соответствующую лицензию на организацию дополнительного образования в рамках одного из видов указанной программы.

Нерешенным является важный вопрос об обучения персонала, назначаемого на управленческие должности, современным управленческим технологиям. В том же самом поручении вице-премьера, инициирующем разработку Концепции Министерству труда и социальной защиты предписывалось внести дополнения в Единый квалификационный справочник должностей служащих (высшее образование), предусматривающие для ряда управленческих должностей наличие степени магистра по профильной специальности или магистра в области бизнес-управления.

Однако до сих пор данный пункт протокола поручений не исполнен, управленцы на обучение с целью подготовки топ-менеджеров высшего и среднего звена не направляются.

К этому списку можно добавить еще ряд поручений Совета Министров Республики Беларусь, подписанных Премьер-министром и вице-премьерами белорусского Правительства, предусматривающих в целях подготовки управленческих кадров формирование национальной системы бизнес-образования и создание на базе Института бизнеса и менеджмента технологий БГУ (ИБМТ БГУ) национальной бизнес-школы по подготовке управленцев для приоритетных направлений рыночной экономики. 

Для данного поручения были серьезные основания.

Институт   является   единственным   в  стране   учреждением   высшего образования,  реализующим  в соответствии  с международными  стандартами

англоязычные  образовательные  проекты: магистерскую  программу  МВА  и подготовку на I ступени высшего образования по специальности «Бизнес-администрирование».

ИБМТ БГУ  сформировался  как  учебно-методический  центр бизнес-образования, разрабатывающий образовательные стандарты, учебные и методические пособия, типовые учебные планы, по управленческим специальностям, является членом «Европейского фонда развития менеджмента».

На заключительном этапе разработки Концепции данная норма поручения исчезла из содержания документа.

Несмотря на то, что Концепция под бизнес-образованием и бизнес-школами подразумевает лишь деятельность коммерческих организаций дополнительного образования, практика показывает важную роль развития высшего бизнес-образования. 

Несмотря на традиционно заниженный показатель госзаказа на подготовку специалистов с высшим образованием I ступени направления специальностей «Бизнес-управление», количество распределяемых по заявкам организаций выпускников дневного отделения, обучавшихся за счет республиканского бюджета, ежегодно составляет порядка 500 молодых специалистов.

На II ступени высшего образования по данному направлению специальностей магистерской подготовки ежегодно обучается свыше 800 будущих менеджеров высшего и среднего звена. 

Руководители коммерческих организаций бизнес-образования обычно переводят подобные цифры в денежный эквивалент. Значительный спрос на подготовку бизнес-управленцев подтверждается тем, что только в ИБМТ БГУ оплата за обучения по магистерским специальностям в сфере бизнес-управления ежегодно составляет около полумиллиона долларов. А по рейтингу в системе Яндекс ТОП-5 данный институт находится на первом месте.

Для повышение качества подготовки в системе высшего бизнес-образования специалистов сферы бизнес-управления укрепляется сотрудничество с республиканскими бизнес-союзами, которые привлекаются к разработке образовательных стандартов, формированию профессиональных компетенций. К организации образовательного процесса будут активней привлекаться представители частного бизнеса и государственного аппарата, зарубежные специалисты.

Важным этапом развития бизнес-образования станет объединение усилий отечественных и зарубежных партнеров по международной аккредитации в Республике Беларусь магистерской программы МВА.

Для решения проблемных вопросов, обозначившихся в Концепции Ассоциация бизнес-образования считает необходимым при подготовке нормативных актов по реализации плана Концепции обеспечить широкое участие в работе представителей Республиканского совета ректоров, Ассоциации, университетов, играющих важную роль в развитии системы бизнес- образования.

 

Э.Г.Шевцов

Исполнительный директор Ассоциации бизнес-образования