Для успешной конкуренции в быстро изменяющихся условиях ведения бизнеса компаниям необходимо осуществлять инвестиции в непрерывное профессиональное развитие сотрудников. Практико-ориентированное магистерское бизнес-образование является ответом белорусской системы образования на вызовы времени и направлено на подготовку высокопрофессиональных кадров для белорусской экономики. Так считает Наталья Владимировна Апанасович, декан факультета «Высшая школа бизнеса» Института бизнеса и менеджмента технологий БГУ.

 В Республике Беларусь постоянно растёт интерес к получению магистерского образования, формирующего кадровый потенциал для отраслей инновационной экономики, а получение степени магистра становится все более престижным и соответствующим высшему уровню профессиональной подготовки специалиста с университетским образованием.

По данным Национального статистического комитета, численность магистрантов на начало 2015/2016 учебного года (10 227 человек) более чем в два раза превысила численность магистрантов на начало 2010/2011 года. К 2020 прогнозируется рост численности магистрантов на 60 %.

Обучение в магистратуре – второй ступени высшего образования – стало актуальным в связи с развитием экономики знаний, интеграцией белорусской системы высшего образования в международную систему и сокращением сроков обучения по программам высшего образования на первой ступени с 5 до 4 лет.

Из опыта Европы становится очевидным, что 4 года обучения на первой ступени высшего образовании становится недостаточным для того, чтобы получить практико-ориентированные знания, позволяющие не только применять их в работе, а способствующие развитию производства и, следовательно, получению хорошо оплачиваемой работы в будущем. В Беларуси же, где большинство выпускников средних школ стремится поступать в вузы, высшее образование первой ступени все в меньшей степени является гарантией хорошего трудоустройства. Фактически высшее образование лишь показывает базовый уровень.

1.Экономика обучения и обучающиеся организации

Современный этап социально-экономического развития передовых стран, экономика которых формируется за счёт эффективности и за счёт инноваций определяется как «экономика знаний». Данный этап характеризуется быстрыми изменениями, вызванными новыми технологиями и глобализацией рыночных отношений. В настоящее время знания устаревают значительно быстрее, чем раньше в эпоху массового производства. Люди и организации постоянно должны приобретать новые компетенции для того, чтобы выдерживать жёсткую конкуренцию. Знания становятся ключевым ресурсом, а обучение – наиболее важным процессом на индивидуальном и организационном уровнях. Постоянное обучение становится объективной необходимостью.

2. Личностный рост: обучение через всю жизнь

Сегодня обучение на протяжении всей жизни – это не просто модная концепция, а новая реальность, осознаваемая многими специалистами, но, к сожалению, не всеми руководителями организаций. У людей, которые придерживаются данной парадигмы, есть огромное желание пополнить свой запас новых знаний. Они находят возможность посвятить свое время самому полезному занятию – развитию интеллекта. Обучение в магистратуре позволяет это делать системно и получить весомое подтверждение достигнутого уровня – диплом магистра.

3. Более глубокие профессиональные компетенции 

Обучение в магистратуре подразумевает не повторение дисциплин первой ступени по определенной специальности, а их углубленное изучение, аккумулирование знаний и развитие компетенций, реализация которых способствует развитию предприятия. Одна из основных задач практико-ориентированной магистратуры в сфере бизнес-управления – формирование организационно-управленческих компетенций и аналитического мышления. Например, целью магистратуры «Инновационный менеджмент» Института бизнеса и менеджмента технологий БГУ является подготовка менеджеров для малых и средних инновационных предприятий, которые уже в ближайшем будущем могут стать драйверами белорусской экономики. В рамках новой магистратуры «Управление банковским бизнесом» магистранты изучают современные инструменты организации и ведения банковского бизнеса в широком наборе экономических, финансовых и управленческих дисциплин. Акцент обучения на программе MBA, цель которой – подготовка профессиональных управленцев высшего и среднего звена, ставится на систематизации современных аспектов управления компанией. 

4. Расширение возможностей занятости 

Сегодня образовательная сфера Республики Беларусь находится в процессе трансформации в соответствии с изменениями квалификационных требований к специалистам, которые работают в различных отраслях экономики. То, что является обычной практикой в западных странах, начинает проявляться и у нас. Для инновационного развития предприятий необходимо, чтобы привычным требованием работодателей стали не только соответствующий опыт работы, но и наличие магистерской степени у соискателя, претендующего на руководящую должность. Компании, как правило, отдают предпочтение кандидатам с более высоким уровнем образования. Наличие диплома магистра не является полной гарантией окончательного успеха, но открывает намного больше возможностей трудоустройства и карьеры.

5. Карьерный рост и финансовое вознаграждение

Степень магистра подразумевает глубокие современные знания и компетенции, системное мышление и стремление к инновациям, свидетельствует о способности оценивать и анализировать данные, что является необходимыми качествами для лиц, занимающих управленческие должности. Сотрудник, продемонстрировавший успех в долгосрочном проекте под названием «получение степени магистра», требующем целеустремленности, дисциплинированности, интеллекта, может претендовать на руководство и более масштабными проектами. Как следствие, по оценкам специалистов по рынку труда Европы, сотрудник со степенью магистра зарабатывает на 30% больше. По данным Financial Times, 89,9% выпускников магистратуры имеют преимущество на рынке труда в США.

6. Новое направление подготовки

Практико-ориентированная магистратура позволяет изменить сферу деятельности специалиста. Происходит это по разным причинам: разочарование в специальности высшего образования или желание повысить собственные котировки на рынке труда, получив смежную специальность. Магистратуру по бизнес-специальностям выбирают те, чье образование не предполагало подготовку по управленческим и экономическим дисциплинам. Это могут быть люди с техническим или иным образованием, занимающие управленческие должности, которым не хватает бизнес-компетенций, чтобы быть успешными руководителями. 

7. Практико-ориентированность

В управленческих программах работают, как правило, преподаватели с практическим опытом в бизнесе. Учитывая, что более 90% магистрантов учатся без отрыва от производства, что обеспечивается также при помощи современных технологий дистанционного обучения, все практические задания и проекты, как правило, выполняются на реальных данных, а их результаты часто используются в деятельности предприятий. Для этого магистрант имеет возможность выбрать такую тему диссертации, которая будет наиболее полезна в его профессиональной деятельности и для предприятия, на котором он работает.

8. Нетворкинг

У магистрантов бизнес-школ есть отличные возможности для нетворкинга. Двухлетнее обучение по программам магистратуры предоставляет немало возможностей для общения с другими людьми из бизнеса, консультантами и экспертами. Часто из этого взаимодействия вырастают совместные проекты и даже новые предприятия.

9. Академическая карьера

Успешное окончание магистратуры в области бизнес-управления дает возможность поступать в аспирантуру или на программу PhD в Европе и США.

Эти доводы свидетельствуют о том, что даже в неблагоприятной ситуации на рынке труда получение степени магистра может рассматриваться как долгосрочная инвестиция. 

Магистратура по бизнес-специальностям является хорошей возможностью и для вчерашнего выпускника вуза, и опытного специалиста, стремящихся к карьерному росту, и даже руководителя, которому не хватает системных знаний для эффективного управления бизнесом.

У тех, кто еще не решил, во что инвестировать в ближайшие два года, есть возможность поступить на одну из программ практико-ориентированной магистратуры Института бизнеса и менеджмента технологий БГУ.

Н. В. Апанасович, декан факультета «Высшая школа бизнеса» Институт бизнеса и менеджмента технологий БГУ, к.э.н.

Справка:

Институт бизнеса и менеджмента технологий БГУ входит в состав комплекса Белорусского государственного университета и имеет статус высшего учебного заведения. Институт является лидером бизнес-образования Беларуси. Основан в 1996 году. Реализует программы бизнес-обучения по различным направлениям управления и экономики в формате высшего образования, магистратуры и дополнительного образования взрослых, в том числе единственную в Беларуси программу МВА на английской языке. 

За 20 лет успешного развития институт подготовил для белорусской экономики и экономики других стран свыше 12000 специалистов в области бизнес-управления. Выпускниками магистратуры стали более 1000 человек, в том числе 800 магистров программы МВА.

Специальности магистратуры ИБМТ БГУ:

Инновационный менеджмент - магистр управления

Управление персоналом - магистр управления

Управление банковским бизнесом - магистр управления и экономики

Управление логистическими системами - магистр логистики

Финансовый менеджмент - магистр управления и экономики

Бизнес-администрирование (программа МВА) - магистр бизнес-администрирования

 

Формы обучения – очная (вечерняя) и заочная.

Продолжительность обучения – от 1,5 до 2 лет в зависимости от специальности.

Приём документов до 24 августа 2016 года.

Контакты:

Институт бизнеса и менеджмента технологий БГУ 

220007 Минск, ул. Московская, 5, каб. 310.

+375 (17) 200 57 33

+375 (25) 906 63 38, +375 (29) 186 05 38

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.