В 2016 году по инициативе Ассоциации бизнес-образования Беларусь впервые приняла участие в мировом исследовании предпринимательского потенциала студентов GUESSS (Global University Entrepreneurial Spirit Students’ Survey).

Основными целями исследования GUESSS является:
- систематический и длительный мониторинг предпринимательских намерений и деятельности студентов;
- выявление предпосылок и необходимых факторов, влияющих на создание новых предприятий студентами и их предпринимательской карьеры в целом;
- оценка деятельности вузов, направленной на предпринимательское образование своих студентов.
GUESSS - международный проект, который выявляет мотивы студентов, стремящихся стать предпринимателями, причины предпринимательских стремлений и активности студентов. Исследование проводится раз в два года, начиная с 2003 г. Беларусь стала 50-ой страной, которая присоединилась к проекту.

NO GUESSS p1 1

Представляем выдержки из национального отчета исследования GUESSS, а также сравнение результатов с международной выборкой.

Описание национальной выборки.

Сбор данных проходил с апреля по август 2016 года. Для участия в исследовании получено 1312 анкеты от студентов из более чем 15 вузов. После анализа полноты ответов к участию были допущены 716. В итоге Беларусь заняла 31-е место из 50 стран-участниц по общему количеству опрошенных.


П/П
вуз Количество респондентов Процент от общего количества
1

Белорусская государственная академия сельского хозяйства

2 0,3
2 Белорусский государственный технологический университет 11 1,5
3

Белорусский государственный университет

166 23,2
4 Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники 8 1,1
5 Белорусский государственный университет транспорта 37 5,2
6 Белорусский национальный технический университет 25 3,5
7 Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации 15 2,1
8 Витебский государственный технологический университет 38 5,3
9 Гродненский государственный аграрный университет 5 0,7
10 Гродненский государственный университет имени Я. Купалы 113 15,8
11 Институт бизнеса и менеджмента технологий БГУ 128 17,9
12 Институт парламентаризма и предпринимательства 6 0,8
13 Могилевский государственный университет имени А. А. Кулешова 10 1,4
14 Полесский государственный университет 23 3,2
15 Полоцкий государственный университет 62 8,7
16 Другие 37 9,4
  Итого 716 100%

NO GUESSS part 1 2

Частота откликов для Беларуси оценивается на уровне 2,2%, как анкета была предложена для заполнения около 35 000 студентам.

Половозрастная структура респондентов.

Большинство участников исследования (86,2%) родились после 1991 года, на категорию участников старше 25лет приходится 13,8% респондентов.

NO GUESSS part 1 3

Распределение респондентов по полу.

Глобальный показатель исследования GUESSS - 58,5% студентов и 41,5% студентов.

Гендерный состав респондентов соответствует и в целом иллюстрирует половую структуру белорусского студенчества. Близок к российскому национальному показателю 2013 года (69,5% женщин) пола респондентов.

Большинство респондентов (93,6%) указали свою национальность как Белорусский. Следующей по численности национальностью Русский, с 1.5% (см. рис. 2).

Национальность респондентов.

Большинство респондентов (93,6%) указали свою национальность как белорус. Следующей по численности национальностью являются русские (2,5%).

NO GUESSS part 1 4

Большинство респондентов (79%) в выборке являются студентами 1 ступени высшего образования (бакалавриата) (см. рис. 3).

NO GUESSS part 1 5

Профиль образования.

Профиль образования* является одним из ключевых факторов выбора профессии для последующей реализации предпринимательских намерений.

В белорусском сегменте исследования высока доля обучающихся по профилю «Коммуникации. Право. Экономика. Управление» – 79% (Рис. 4). Показатель может отражать контакты, так как исследование проводилось преимущественно следи вузов-членов Ассоциации бизнес-образования. Кроме того, в этом направлении более высока доля студентов, заинтересованных в участии в исследовании по вопросам предпринимательства.

NO GUESSS part 1 6

* Здесь и далее приводится структура профилей образования, принятая в исследовании GUESSS. Структура не всегда совпадает с национальной, поэтому ответы «другие» занимают довольно высокую долю.