Ниже рассматриваются результаты национального сегмента исследования GUESSS по вопросам выбора карьерного пути студентами.

Национальный отчет GUESSS (выдержки). Беларусь 2016. Часть 1. Описание национального сегмента респондентов.

Представления о развитии собственной карьеры после окончания учебы и через 5 лет у студентов могут разниться, поэтому в исследовании участникам предлагалось ответить на два вопроса: кем они видят себя сразу после окончания университета и спустя пять лет.
Было предложено выбрать из 5 общих категорий, которые из которых имели подкатегории:

  1. Сотрудник (наемный работник)
  2. Ученый (академическая карьера)
  3. Собственник (учредитель собственного бизнеса)
  4. Руководитель семейного бизнеса
  5. Управляющий бизнеса (не связан с родственными связями)

В таблице 2.1 представлены результаты ответов, свидетельствующие о том, что после окончания обучения подавляющее большинство студентов Беларуси предпочтут работать в качестве сотрудников на предприятиях – 73,1% (в том числе 17,2% - в малых, 32,4% - в средних и 23,5 в крупных фирмах), а через пять лет после окончания 56,8% из них намерены быть предпринимателями (создать собственный бизнес).

Наименее привлекательные варианты карьеры – сразу после окончания (0,7 %) и 5 лет (0,7 %) - трудоустройство на государственную службу с последующим трудоустройством в некоммерческих организациях (1,8% и 1,4% соответственно).

Таблица 2.1. Намерения по трудоустройству

Намерения по трудоустройству

Сразу после
окончания
вуза, %

Спустя 5 лет, %

Количество
выбравших
ответ

%

Количество
выбравших
ответ

%
Сотрудник в малом бизнесе (1-49 сотрудников) 123 17,2 18 2,5
Сотрудник среднего бизнеса (сотрудников 50-249) 232 32,4 38 5,3
Сотрудник в крупный бизнес (свыше 250 работников) 168 23,5 115 16,1
Сотрудник некоммерческой организации 13 1,8 10 1,4
Сченый (академическая карьера) 18 2,5 10 1,4
Служащий на государственной службе, сотрудник государственного предприятия 5 0,7 5 0,7
Основатель своего бизнеса (предприниматель) 64 8,9 407 56,8
Руководитель семейного бизнеса (преемник) 20 2,8 16 2,2
Руководитель частного бизнеса 13 1,8 17 2,4
Другое / пока не знаю 60 8,4 80 11,2
Итого 716 100,0 716 100,0

Основной вывод, который можно сделать из этих данных, заключается в том, что относительно небольшое количество студентов (8,9%) намерено начать свой бизнес сразу после окончания вуза. При этом показатель очень близок к среднемировому уровню в 2016 году – 8,8%. В то же время, число студентов, которые планируют стать основателями (учредителями) своего бизнеса через пять лет, увеличивается в шесть раз до 56,8% (среднемировой результат составляет 38,2%). Этот показатель подтверждает необходимость планирования и реализации развития предпринимательских навыков и компетенций посредством учебных планов разных специальностей. 

Доля учредителей своего дела сразу после окончания обучения значительно выше у студентов мужского пола, чем среди студенток (18,1% и 5,7% соответственно) (см. таблицу 2.2). Спустя 5 лет после окончания учебы разница становится меньше: 66% студентов-мужчин и 53,5% всех студенток видят себя основателями собственных компаний. Ни один студент мужского пола не хотел бы работать на государственном предприятии, независимо от этапа карьеры.

Таблица 2.2. Намерения по трудоустройству (гендерная структура)

Намерения по трудоустройству

Сразу после
окончания
вуза, %

Спустя 5 лет, %

женский

мужской

женский

мужской
Сотрудник в малом бизнесе (1-49 сотрудников) 17,1 17,0 2,5 2,7
Сотрудник среднего бизнеса (сотрудников 50-249) 36,2 22,3 6,5 2,1
Сотрудник в крупный бизнес (свыше 250 работников) 23,6 22,9 17,7 11,2
Сотрудник некоммерческой организации 1,9 1,6 1,1 1,2
Ученый (академическая карьера) 2,9 1,6 1,7 0,5
Служащий на государственной службе, сотрудник государственного предприятия 1,0 0,0 1,0 0,0
Основатель своего бизнеса (предприниматель) 5,7 18,1 53,5 66,0
Руководитель семейного бизнеса (преемник) 2,3 4,3 2,3 2,1
Руководитель частного бизнеса 1,3 3,2 2,5 2,1
Другое / пока не знаю 8,0 9,0 11,2 11,2
Итого 100,0 100,0 100,0 100,0

Карьерные предпочтения белорусских студентов сразу после получения диплома

Структура карьерных предпочтений студентов по профилям образования сразу после окончания университета представлена на рисунке 2.1. Высокий уровень предпочтений наблюдается среди студентов-медиков (25%), однако всего 4 студента из этой области приняли участие в исследовании. Высокий уровень интереса в создании бизнеса продемонстрировали респонденты профиля Гуманитарные науки (10,7%), Право / Экономика (10%) и других областях (10,2%).

 

 NO GUESSS p2 1

Рис. 2.1. Карьерные предпочтения сразу после учебы в зависимости от профиля образования.

Карьерные предпочтения спустя пять лет окончания вуза

Как было отмечено ранее, уровень предпринимательских намерений существенно выше через пять лет после окончания вуза. Это актуально для студентов, представляющих различные профили образования (рис. 2.2).
3 из 4, или 75% студентов медицинского направления намерены вести бизнес.
Второе место занимают студенты юридических, экономических и управленческих специальностей (60%). За ними идут студенты, которые указали, что иных профилей (59,2%) и Культура / Гуманитарные науки (52,6%).

NO GUESSS p2 2

Рисунок 2.2. Карьерные предпочтения белорусских студентов спустя 5 лет после окончания учебы.