Предпринимательский индекс отражает степень уверенности, с которой студенты намерены начать собственный бизнес в будущем.

Национальный отчет GUESSS (выдержки). Беларусь 2016. Часть 1. Описание национального сегмента респондентов
Национальный отчет GUESSS (выдержки). Беларусь 2016. Часть 2. Выбор карьеры

Индекс высчитывается как среднее из шести ответов (рис. 1). Ответы варьируются от 1 (категорически не согласен) до 7 (полностью согласен).

Если бы белорусские студенты участвовали в исследовании в 2013, то страна заняла бы 5-6 место с индексом 4,57 (близко к индексу России).

NO GUESSS p3 1

Рис. 1. Предпринимательские намерения белорусских студентов.

Более высокий уровень предпринимательских намерений наблюдается среди студентов-юношей (рис. 8).

NO GUESSS p3 2

Рисунок 2. Предпринимательские намерения и гендерный состав белорусских студентов.

Предпринимательская активность студентов во время учебы

Сравнительно высока доля белорусских студентов, которые занимаются предпринимательской деятельностью. 22,9 % респондентов сообщили, что пробовали начать свой собственный бизнес во время учебы. С точки зрения гендерного состава, 16,4% девушек-студенток начинают свой бизнес, при этом доля начинающих предпринимателей среди студентов мужского пола значительно больше - 41%. Последний показатель в два раза выше, чем в международной выборке.

Если сравнивать показатель начала предпринимательства (22,9%) с международным показателем GUESSS-2016, можно сделать вывод, что Беларусь занимает 22-е место в мире между Македонией и Уругваем, ниже России (19-е место) и Украины (20-е).

7% студентов уже работает в собственном бизнесе или являются самозанятыми в момент исследования. Этот показатель ниже, чем средний мировой показатель в 2016 году (8,8%), с ним Беларусь занимает 29-е место.
Вновь наблюдаются значительные различия между девушками (4,4%) и юношами (14,4%).

Целесообразно сравнивать доли начинающих и активных предпринимателей-студентов по направлениям подготовки (рис. 3).

На удивление, среди профилей образования, в которых были представлены более чем 10 опрошенных студентов, изучающие направление «Культура/Гуманитарные науки» есть как начинающие, так и действующие предприниматели. За ними следуют “иные” направления.

NO GUESSS p3 3

Рисунок 3. Начинающие и действующие предприниматели-студенты.