Респондентам было задано несколько вопросов, чтобы оценить уровень предпринимательской среды в вузе.
53,8 % не посещали курсов по предпринимательству (55,4% в глобальной выборке).

Национальный отчет GUESSS (выдержки). Беларусь 2016. Часть 1. Описание национального сегмента респондентов
Национальный отчет GUESSS (выдержки). Беларусь 2016. Часть 2. Выбор карьеры
Национальный отчет GUESSS (выдержки). Беларусь 2016. Часть 3. Предпринимательский индекс
Национальный отчет GUESSS (выдержки). Беларусь 2016. Часть 4. Факторы предпринимательских намерений студентов

По крайней мере, один курс предпринимательства в качестве элективных приняли участие 10,1% студентов.

Как часть обучения курс предпринимательства присутствует у 29,5% респондентов, а 4,5% указали, что они осваивали обязательные учебные курсы по предпринимательству в рамках выбранной специальности.
Примечательно, что некоторые вузы были выбраны для учебы в основном из-за их сильной предпринимательской репутации. Такие вузы, демонстрируют высший уровень показателя на рисунке 5.1. Институт бизнеса и менеджмента технологий БГУ имеет сильную предпринимательскую репутацию среди белорусских вузов.

NO GUESSS p5 1

Рис. 5.1. Выбор вуза из-за его предпринимательской репутации

Личные мотивы (отношение к предпринимательству)

По методике GUESSS, отношение к предпринимательству среди студентов оценивается по тому, насколько они согласны с набором утверждений:

  1. У предпринимательства больше преимуществ, чем недостатков;
  2. Карьера предпринимателя привлекательна для меня; 
  3. Если бы я имел возможность и ресурсы, я бы стал предпринимателем; 
  4. Быть предпринимателем для меня огромное удовольствие; 
  5. Среди различных вариантов я бы предпочел стать предпринимателем.

Результаты представлены на рис. 5.2.

Расчет производился по семибалльной шкале Лайкерта, где 1 — полностью не согласен, 7— полностью согласен.

NO GUESSS p5 2

Рис. 5.2. Отношение к предпринимательству

Нормативный аспект

В рамках данного исследования под «нормативным аспектом» понимается оценка предпринимательства студентов в среде их общения.

Для измерения нормативного аспекта студенты должны были оценить, как разные люди в их среде будут реагировать на решение стать предпринимателем. Рассматривались три референтные группы: однокурсники, друзья и близкие члены семьи. Оценка осуществлялась с помощью 7-балльной шкале Лайкерта, где реакция колебалась от 1 (очень негативно) до 7 (очень позитивно).
Рис. 5.3 демонстрирует мнение белорусских студентов о том, что окружение будет положительно реагировать на предпринимательство:

NO GUESSS p5 3

Рис. 5.3. Нормативный аспект

Стоит отметить, что почти 79% родителей не являются предпринимателями (Таблица 5.1), при этом они будут положительно оценивать, если их дети станут предпринимателями.

Таблица 5.1. Родители-предприниматели

  Количество %
Нет 565 78,9
Да, отец 93 13,0
Да, мать 25 3,5
Да, оба 33 4,6
Общее 716 100,0

Воспринимаемый уровень собственных предпринимательских компетенций

Следуя теоретической методике GUESSS, измерялся воспринимаемый студентами уровень собственных предпринимательских компетенций. Респонденты оценивали уровень предпринимательской компетенции, состоящий из следующих показателей:

1) выявление новых возможностей для бизнеса,
2) создание новых продуктов и услуг,
3) управление инновациями в рамках фирмы,
4) быть лидером, “мастером общения»,
5) создание профессиональной сети,
6) коммерциализации новой идеи или разработки,
7) успешное управление бизнесом.

Переменная измеряется по шкале Лайкерта от 1 — полностью не согласен до 7 — полностью согласен (рис. 5.4). В среднем белорусские студенты оценивают свой уровень предпринимательских компетенций выше среднего, с высоким средним баллом показателя “быть лидером и мастером общения”.

 

NO GUESSS p5 4

Рис. 5.4. Воспринимаемый уровень предпринимательских компетенций

Рис. 5.5 демонстрирует различия между белорусскими студентами, которые не посещали курсы (дисциплины) по предпринимательству, и теми, кто прошел хотя бы один курс, по шкале Лайкерта от 1 до 7.
Как ожидается, присутствие на, по крайней мере, одном курсе предпринимательства повышает уровень восприятия всех выбранных характеристик.

NO GUESSS p5 5

Рис. 5.5. Различия в оценки уровня предпринимательских компетенций