Ранее в ходе исследования были выявлены 2 группы студентов: те, кто уже создали свой бизнес, и те, кто намерен создать его в обозримом будущем.

Национальный отчет GUESSS (выдержки). Беларусь 2016. Часть 1. Описание национального сегмента респондентов
Национальный отчет GUESSS (выдержки). Беларусь 2016. Часть 2. Выбор карьеры
Национальный отчет GUESSS (выдержки). Беларусь 2016. Часть 3. Предпринимательский индекс
Национальный отчет GUESSS (выдержки). Беларусь 2016. Часть 4. Факторы предпринимательских намерений студентов
Национальный отчет GUESSS (выдержки). Беларусь 2016. Часть 5. Развитие предпринимательской составляющей в вузе

Этим группам студентов был задан вопрос о сфере будущего бизнеса. Наибольшая доля пришлась на бизнес, связанный с рекламой, дизайном и маркетингом (Рис. 6.1).

NO GUESSS p6 1

Рис. 6.1. Отрасли, где сосредоточен бизнес студентов.

Что касается отраслей, с которых студенты стартуют, (рис. 6.2), одна пятая студенческих бизнесов приходится на торговлю, что находится в русле общемировой тенденции (13,7% в международной выборке из GUESSS 2016 также направлен на открытие бизнеса в сфере торговли). Следующая отрасль для начала бизнеса - реклама/дизайн/маркетинг.

NO GUESSS p6 2

Рис. 6.2. Сферы, где студенты начинают бизнес.

Важный вывод, который можно сделать из этих данных (рис.6.1 и 6.2) в том, что, хотя торговля и является весьма привлекательной отраслью для студентов, она не кажется легкой для начала самостоятельного устойчивого бизнеса в этом секторе.

На рис. 6.3 представлена информация о шагах, предпринятых начинающими предпринимателями для начала бизнеса. 96% респондентов сообщили, что были выполнены некоторые действия. Большинство студентов-предпринимателей начали бизнес с изучения рынка: 49 % занимались сбором маркетинговой информации о рынке и конкурентах и 37 % обсуждали продукта или бизнес-идею с потенциальными клиентами.

NO GUESSS p6 3

Рис. 6.3. Шаги к созданию бизнеса.

Белорусские начинающие студенты-предприниматели стремятся начать бизнес с соучредителями (Рис. 6.4). Только 21,3% студентов планируют начать бизнес самостоятельно, в то время как 40,2% планирует начать бизнес с 1 соучредителем.

NO GUESSS p6 4

Рис. 6.4. Ожидаемое количество учредителей.


Важные выводы можно сделать из полученных сведений об источниках бизнес-идей для студентов (рис. 6.5). Богатейшим источником бизнес-идей студентов являются хобби и досуг (44,7% идей). Многие идеи приходят из вузов: 30,1% – во время обучения, 9,8% – из научно-исследовательских проектов, 24,4% – во время обсуждения с другими студентами.

NO GUESSS p6 5

Рис. 6.5. Источники бизнес-идей.