Несмотря на не совсем неблагоприятные институциональные факторы, белорусские студенты продемонстрировали достаточно высокий предпринимательский потенциал в сравнении с другими рассматриваемыми странами.

Национальный отчет GUESSS (выдержки). Беларусь 2016. Часть 1. Описание национального сегмента респондентов
Национальный отчет GUESSS (выдержки). Беларусь 2016. Часть 2. Выбор карьеры
Национальный отчет GUESSS (выдержки). Беларусь 2016. Часть 3. Предпринимательский индекс
Национальный отчет GUESSS (выдержки). Беларусь 2016. Часть 4. Факторы предпринимательских намерений студентов
Национальный отчет GUESSS (выдержки). Беларусь 2016. Часть 5. Развитие предпринимательской составляющей в вузе
Национальный отчет GUESSS (выдержки). Беларусь 2016. Часть 6. Предпринимательская деятельность белорусских студентов

Так,

  • 8,9% студентов намерены начать свой бизнес, после того, как они закончат учебу, через пять лет после окончания вуза – 56,8%, в то время как среднемировой уровень в 2016 составил соответственно 8,8% и 38,2%;
  • более высокий показатель намерения создать бизнес сразу после окончания университета продемонстрировали респонденты профиля Искусство / Гуманитарные науки (10,7%), Право / Экономика (10%) и другие области (10,2%); высокие показатели спустя пять лет после окончания вуза показали студенты, осваивающие юридические, экономические, бизнес-специальности (60%), а также студенты, изучающие искусство / гуманитарные науки (52,6%);
  • если бы белорусские студенты участвовали в GUESSS в 2013, страна бы заняла 5-6 место с результатом 4,57 уровня предпринимательских намерений, близким к результату России;
  • 22,9% белорусских студентов сообщили, что они пробовали начать свой собственный бизнес. Исходя из этого, Беларусь занимает 22-е место в мире между Македонией и Уругваем, ниже России (19-е место) и Украины (20-е);
  • 7% студентов уже работает в собственном бизнесе или является самозанятыми. Это ниже, чем средний мировой показатель в 2016 году (8,8%), с ним Беларусь занимает 29-е место среди 50 стран;
  • с точки зрения показателя предпринимательской среды, он в белорусских вузах чуть выше среднемирового в 2013 году (4,3 против 4,0 из 7);
  • у белорусских студентов было больше возможностей обучения предпринимательской деятельности, чем в среднем у студентов со всего мира (4,4 против 4,0 из 7);
  • хотя торговля и является весьма привлекательной отраслью для студентов, она не кажется легкой для начала самостоятельного устойчивого бизнеса в этом секторе.

Рекомендации

Белорусские вузы должны предпринять серьезные шаги, чтобы догнать западные вузы по созданию предпринимательской экосистемы и, тем самым, внести свой вклад в социально-экономическое развитие регионов и страны в целом.

Следует подчеркнуть важность создания благоприятной среды для развития предпринимательской деятельности в белорусских вузах для более эффективной реализации образовательной и исследовательской миссий. Государство и вузы должны разработать стимулы для развития студенческого предпринимательства, закрепить представления студентов и преподавателей о том, что предпринимательская деятельность является одной из привлекательных сфер самореализации и карьеры.

Нужно отметить необходимость не только признавать и поддерживать три миссии вуза (образовательная, исследовательская, предпринимательская), но оценивать и сравнивать их результаты и изменение роли вузов в белорусской экономике и обществе.

Белорусские вузы должны сконцентрировать усилия на создании предпринимательской среды в университетах.

Предпринимательские компетенции необходимо развивать на всех специальностях и не только в рамках отдельных курсов.

Необходимо внедрять ориентированные на конкретные результаты подходы и мероприятия (стартап-школы, инкубаторы, акселераторы, fab lab, консалтинговые центры), направленные на развитие критического мышления, самостоятельности и готовности взять на себя ответственность. Дополнительные кросс-дисциплинарные проекты должны постепенно вытеснить традиционные пассивные методы обучения.

Необходимо формирование междисциплинарных команд для реализации учебных и бизнес-проектов различного профиля.

Таким образом, вузы должны играть ключевую роль в процессах развития предпринимательства, полагаясь на свой опыт и компетенции, а также на национальные и международные связи.