×

Предупреждение

JUser: :_load: Не удалось загрузить пользователя с ID: 415

 Современные бизнес-школы находятся в процессе переосмысления своего места и роли в развитии общества.

Функционирование без изменений не работает – существующие условия требуют новых подходов и разработки новых бизнес-моделей. Рынок труда вынуждает бизнес-школы генерировать и внедрять инновации и измерять эффективность бизнес-образования с точки зрения корпоративных клиентов. Важным элементом этих изменений становится процесс аккредитации, который рассматривается бизнес-школами как средство для внедрения институциональных изменений, поскольку он обеспечивает сбалансированную оценку их сильных сторон и возможностей для улучшения.

Аккредитация осуществляется институциональными органами, занимающимися процессами обеспечения качества, как средством легитимизации, что уменьшает неопределенность, связанную с рыночными институтами и дипломами. Важной стратегической целью многих бизнес-школ по всему миру является получение аккредитации от международно признанных организаций в связи с тем, что концепция аккредитации связана с «печатью качества».

Существуют различные международные организации по аккредитации: AACSB, EFMD, AMBA, CEEMAN. Каждая организация воспринимается бизнес-школами как определенный дифференциатор качества, так как имеет индивидуальные стандарты.

  • Ассоциация по развитию университетских бизнес-школ (Association to Advance Collegiate Schools of Business, AACSB) является американской организацией. Она основана в 1916 году для аккредитации бизнес-школ по всему миру. AACSB проводит аудит и аккредитацию всего учебного заведения. В настоящее время эту престижную аккредитацию имеют 786 бизнес-школы из 53 стран.
  • Европейский фонд развития менеджмента (European Foundation for Management Development, EFMD), специализируется на институциональной EQUIS- или программной EPAS-аккредитациях. Ведущие европей-ские бизнес-школы участвуют в продвижении EQUIS как средства для обеспечения лучшего сравнения и защиты европейских ценностей благодаря наличию согласованной системы. За 20 лет своего существования 167 учебных заведений из 41 страны получили данную аккредитацию.
  • Ассоциация MBA (AMBA, лондонская организация) функционирует с 1967 г. и осуществляет аккредитацию программ MBA (Masters of Business Administration), DBA (Doctor of Business Administration) и MBM (Masters in Business and Management). В настоящее время ассоциация MBA аккредитовала 240 бизнес-школ в более чем 70 странах.
  • Институциональная аккредитация Ассоциации развития менеджмента Центральной и Восточной Европы (CEEMAN) стала популярной среди бизнес-школ стран СНГ и Балтии. С одной стороны, CEEMAN признает различные стартовые позиции школ в странах с переходной экономикой, а с другой стороны, эта аккредитация основана на схеме EQUIS с финансированием через программы ЕС. Бизнес-школы Цент-ральной и Восточной Европы (ЦВЕ) создали платформу с CEEMAN, чтобы способствовать созданию сетей взаимодействия как промежуточного шага к аккредитации AACSB и EQUIS.

Практика аккредитации начала распространяться по странам ЦВЕ в течение первого десятилетия нового столетия. Регион ЦВЕ по-прежнему отстает от многих других регионов по количеству аккредитованных бизнес-школ.
По состоянию на январь 2017 г. 77 бизнес-школ в мире имеют тройную аккредитацию или аккредитацию «тройной короны», состоящую из наиболее востребованных международных аккредитаций: AACSB, AMBA, EQUIS, 68,2% из которых составляют европейские бизнес-школы. Пока в Беларуси нет ни одного учебного заведения, имеющего хотя бы одну из данных аккредитаций.
Наиболее актуальными вопросами, на которые необходимо обращать внимание белорусским бизнес-школам при подготовке к началу процесса получения международной аккредитации, являются:

  • готовность администрации бизнес-школы к изменениям;
  • отношение преподавательского состава к международным требованиям оценки качества образовательного процесса;
  • способность коллектива разработать стратегическую бизнес-модель развития бизнес-школы и осуществить ее реализацию;
  • соответствие стандартов функционирования зарубежных бизнес-школ белорусским реалиям.