Актуальность развития тесного взаимодействия бизнеса и учреждений образования неоспорима. Организация системы профессионального образования и построение образовательной политики должны все больше опираться на динамичное партнерство бизнеса и продуцентов образовательных услуг. Такое сотрудничество взамен шефских отношений между предприятиями и вузами призвано решить ряд противоречий, приведших к дисбалансу уровня профессиональной подготовки кадров и требований бизнеса.

В рамках партнерства представители бизнеса, менеджмента и профессиональных объединений могли бы выступать экспертами при формировании учебных планов, стандартов, программ обучения, что, несомненно, повысит востребованность выпускников у работодателей, приведет в соответствие их компетенции современным условиям ведения бизнеса.

Согласование интересов партнеров должно вестись на основе постоянной, устойчивой основе и охватывать комплекс работ: экскурсионная деятельность, организация практик, выездных занятий, привлечение представителей бизнеса к учебным занятиям, открытым лекциям, стажировка преподавателей на предприятиях.

Наиболее перспективным направлением развития партнерских отношений считаем программы дуального образования. Тесное взаимодействие бизнеса и образования должно базироваться на трехсторонней контрактной основе: работодатель – вуз – обучающийся. Заключение договора на обучение позволяет вузу адаптировать программы под требования работодателя, понимать его потребности и запросы при подготовке нового специалиста. Бизнес-партнер на конкурсной основе отбирает потенциальных работников до начала обучения, а не постфактум как происходит при распределении. Бизнес-партнер заинтересован в качественном обучении будущего работника и активно принимает участие в его практической подготовке. Студент уже с самого начала обучения осознает свою ответственность и заинтересован в получении знаний. На старших курсах студент может совмещать учебу с работой на предприятии-заказчике, а в итоге обучения он не только имеет багаж теоретических знаний, но и практический опыт работы.

Вместе с тем современное образование не ограничивается только вузовской компонентой. Обучение длиною в жизнь – это не просто декларирование целей, а жизненная необходимость. Целевое направление сотрудников предприятий на обучение реализовать на практике позволяет система образовательных программ взрослых.

В Институте бизнеса и менеджмента технологий БГУ для обучения лиц с высшим образованием организованы программы переподготовки специалистов по ряду специальностей. По специальности «Логистика» реализован полный цикл обучения, как на I и II ступенях высшего образования, аспирантуре, так и на программах обучения взрослых. Программа переподготовки специалистов по специальности «Логистика» обеспечивает получение слушателями комплекса знаний и по экономическим дисциплинам, и по дисциплинам специальности.

В Институте бизнеса и менеджмента технологий БГУ программы обучения взрослых по направлению «Логистика» расширяют спектр и охватывают программы повышения квалификации и краткосрочные курсы:

  • «Оптимизация бизнес-процессов торговой организации: внедряем инструменты бережливого производства»
  • «Практический инструментарий принятия оптимальных решений в логистике»
  • «Международная логистика».

В ходе обучения мы организуем и проводим экскурсии на крупные логистические объекты с целью ознакомления слушателей с реальными процессами и технологиями. Программа переподготовки «Логистика» при поддержке Центра туристических услуг «Universum» Института бизнеса и менеджмента технологий БГУ организовала зарубежную образовательную программу. Группа слушателей посетила ведущие польские образовательные и научно-исследовательские учреждения в области логистики. Группу принимали в своих стенах Варшавская школа экономики (Szkoła Główna Handlowa w Warszawie), крупная логистическая компания ID Logistics, Институт логистики и складирования (Instytut Logistyki i Magazynowania), Высшая Школа Логистики (Wyższa Szkoła Logistyki). Важнейшей задачей руководство программы видит налаживание более тесных связей с зарубежными коллегами для организации обучения, а также выездных семинаров и стажировок.

Развитие программ переподготовки и повышения квалификации специалистов по специальности «Логистика» связывается нами с необходимостью организации профессиональной подготовки к сдаче экзаменов тех специалистов из числа персонала исполнителя логистических услуг, которые претендуют на получение сертификатов 3 ступеней профессиональной компетентности (согласно СТБ 2345–2013 «Логистическая деятельность. Требования к профессиональной компетентности персонала исполнителей логистических услуг, и процедура сертификации»). Квалификационный экзамен проводится органом по сертификации или экзаменационным центром в соответствии с установленной процедурой на основании приказа руководителя логистического оператора (в том числе логистического центра и иных субъектов хозяйствования Республики Беларусь) комиссией, состоящей из 5–7 человек, при этом руководитель комиссии обязан иметь компетенцию, соответствующую уровню не ниже MBA-Logistics (Master of Business Administration) по специализации: «Логистика и управление цепями поставок», «Стратегическая логистика и бизнес-аналитика», «Логистический менеджмент» или аналогичных; один из членов комиссии должен представлять интересы органа по сертификации (аккредитованного лица) Республики Беларусь. В перспективе ИБМТ БГУ может выступить как экзаменационный центр по приему квалификационных экзаменов.