×

Предупреждение

JUser: :_load: Не удалось загрузить пользователя с ID: 415

Понятие «смешанное обучение» (в оригинальном английском варианте – blended learning) используется для обозначения образовательной системы, совмещающей практику традиционного аудиторного обучения и внеаудиторной самостоятельной работы в дистанционном режиме.

В привычном формате предъявляется новый материал, обязательный для освоения всеми обучающимися, в то время как закрепление и углубление полученных знаний происходит в автономном режиме с привлечением интерактивных форм обучения. К достоинствам смешанного обучения следует отнести интерактивность образовательного процесса, предоставляемая обучающимся возможность самостоятельно выбирать и контролировать темп и уровень сложности при выполнении заданий, сокращение нагрузки на преподавателя.

Смешанное обучение включает ряд обязательных элементов, среди которых значатся,

  • во-первых, ориентированность на личность каждого конкретного обучающегося, его знания и опыт, которые необходимо учитывать при формировании содержания индивидуального курса обучения, что позволит совершенствовать и углублять познания в своем собственном режиме;
  • во-вторых, овладение необходимыми навыками и умениями, и доведение их до совершенства, что в свою очередь свидетельствует об успешном прохождении того или иного курса;
  • в-третьих, самостоятельность обучающегося при организации обучения, выборе формата работы и графика выполнения заданий;
  • в-четвертых, нацеленность на формирование взаимоотношений между обучающи-мися, развитие их способности сотрудничать и оказывать посильную помощь сокурсникам, что вырабатывается в ходе выполнения опреде-ленного рода заданий (взаимоконтроль и оценивание, работа в форумах и на дискуссионных онлайн-площадках) [2].

В Минске в ноябре 2016 г. прошла конференция «Смешанное обучение – современный тренд бизнес-образования», при поддержки Фонда «Евразия» за счет средств Агентства США по международному развитию (USAID), на которой обсудили:

  • современные форматы обучения в Европе и мире;
  • суть смешанного обучения, как нового уровня эффективности корпоративного обучения, методику и практику применения в бизнесе;
  • blended learning: обучение для занятых людей;
  • преимущества и выгоды использования смешанного формата обучения, подводные камни на пути трансформации курсов в смешанный формат и прочее.

Определено, что смешанное обучение является мощной стратегией по многим причинам. Если такая стратегия хорошо спланирована, она охватывает больше требований по стилям обучения, более широкую аудиторию и способствует повышению производительности или улучшению результатов обучения. Правильный выбор метода (средств) в значительной степени улучшает такие результаты.

Согласно данным нескольких отчетов по недавним исследованиям, включая важный доклад Бюро трудовой статистики США, не менее чем 70–90% обучения на рабочем месте проводится неформально и неофициально посредством чтения книг и статей, обсуждения с коллегами, неформальных бесед и даже проб и ошибок. Около 10–30% обучения сотрудников проводится посредством формальных мероприятий, таких как, например, уроки, семинары или спланированные курсы, которые проводятся руководителями. Однако большинство инициатив по корпоративному обучению фокусируют свои действия и бюджет на формаль-ном обучении. Поскольку большая часть обучения проводится в нефор-мальной обстановке, возможно, наибольшая потенциальная выгода для смешанного обучения лежит в этой области [1].

При смешивании традиционных методик с новыми на данный мо-мент выделяют синхронные и асинхронные средства обучения, которые обеспечивают современные программы профессиональной подготовки и образования с применением двух методик.

Сфера синхронного обучения (в режиме реального времени) яв-ляется более традиционным методом для дистанционного образования и предполагает одновременное присутствие преподавателя (или наставника) и учащегося. Как правило, они все находятся в одном месте, в котором все участники делятся опытом и могут взаимодействовать друг с другом. Также учащиеся могут находиться в разных местах в одно и то же время.
Асинхронный метод (в разное время) означает, что преподаватель и учащийся доступны в разное время, что является преимуществом для самостоятельных учащихся, которые предпочитают сами выбирать темп и время обучения. Методика смешанного обучения должна расставлять соответствующие акценты на обе важные сферы обучения [1].

К примеру, в России сейчас рост произошел в основном у бизнес-школ, функционирующих в сегменте онлайн-программ. Если сравнить основные показатели реализации программ MBA в 2014 и 2015 гг., то у бизнес-школ университетского типа они за год упали в среднем на 9,5%, тогда как в бизнес-школе, где обучение ведется только в онлайн-формате, выросли более чем на 15%. Если на очное обучение в России по программе MBA в 2016 г. придется выделить минимум 300 тыс. руб., то стоимость дистанционных программ MBA начинается от 100−150 тыс. руб. Стоимость дистанционного обучения обусловлена бизнес-процессами и совершенно другой структурой издержек без потери качества самого обучения.

Выпускники MBA, выбирающие смешанное или онлайн-обучение, получают точно такой же диплом и знания, как и их очные «коллеги». Данные статистики City Business School:
– 68% онлайн-выпускников устраиваются на более престижную работу (остальные получают повышение на старом месте);
– 40−45% выпускников открывают собственное дело в течение одного – трех лет после окончания обучения;
– 83% признают, что обучение повлияло на их профессиональный и карьерный рост [3].

Таким образом, смешанное обучение, как современный тренд биз-нес-образования, выступает в роли инновационной системы обучения с рядом объективных достоинств, среди которых следует выделить такие, как повышение качества обучения и эффективности работы профессорско-преподавательского состава, оптимизация ресурсозатрат, улучшения имиджа, что в целом способствует повышению конкурентоспособности учебного заведения.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Дорман, В. Стратегии смешанного обучения: выбираем лучшую методику обучения / Дорман Вудал. – 2012.
  2. Матухин, Д. Л. Методологические основы смешанной формы обучения профессиональному иностранному языку студентов технических специальностей / Д. Л. Матухин // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2. –[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.science-education.ru/116-12968.
  3. Рынок онлайн-программ MBA в России : цифры, тенденции, перспективы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://vc.ru/p/e-mba.